Любая музыка оказывает влияние на людей, но сахаджа-музыка обладает огромной силой, она способна привлекать людей, открывать им сердца, успокаивать, давать энергию и даже лечить. Помимо мантр, раг при коллективных медитациях широко используются бхаджаны.
Бхаджаны - это старинная ветвь индийской музыки, произошедшая от самого древнего течения - раг. В отличии от раг, бхаджаны считаются легкой, полуклассической музыкой. Слово "бхаджан" произошло от слова "бхакти", то есть это вид песнопения, через который певец восхваляет Бога, выражая свою любовь к Нему.
Бхаджаны - сравнительно новый, по сравнению с рагами, стиль музыки, он возник в 11-12 веках нашей эры. У истоков появления этого стиля стоял великий святой, музыкант и поэт Кабир. Правила раг здесь не соблюдаются. Чаще всего бхаджан разделяется на куплеты и припевы, импровизация необязательна.
Нельзя сказать, что певец исполняет бхаджан, это его Дух окунается в океан Любви, и каждая клеточка тела наполняется Божественной Любовью. Много прекрасных бхаджанов написано Сахаджа йогами Индии, они записаны на кассетах и дисках, изданы песенниками. За последние годы Сахаджа йогами западных, восточных стран и в России написано много замечательных песен-бхаджанов, которые исполняются на программах, фестивалях Сахаджа йогов. Каждое слово, музыка бхаджанов изливают вокруг Божественную Любовь, особенно когда поет бхаджан большой коллектив Сахаджа йогов. Мощная волна, которая освещает все вокруг, раскрывает сердца и соединяет души в один огромный океан. Таким образом, когда проходят коллективные медитации, важно быть не только слушателем, но и активным участником исполнения мантр, бхаджанов, раг и т.п.
Каввали
Еще одним популярным видом музыки Востока, который все больше и больше завоевывает сердца западных слушателей, есть каввали (qawwali). В основе этой музыки лежат суфистские традиции, она похожа на молитву. Суфизм и Ислам - основа и предмет пения каввалистов. Любовь к Аллаху (Богу) и слава Его Пророку - источники их страсти. И то, что Вы воспринимаете бессознательно, сердцем, более важно, чем то, что можно выразить словами или прочитать. Когда кавль (возглашение) принимает форму песни, оно становится каввали.
Существуют традиционные формы каввали: хамд - возглашение во славу Аллаха, нат - поется во славу Пророка Мухаммада, и еще есть особые гимны, посвященные Хазрату Али. Эти три формы и составляют основу репертуара каввали. Обязанность певца-кавваля - уменьшить расстояние между Творцом и творением. Тем, кто ощущает себя отделенным от своего истока, посредством каввали можно напомнить об их истинных корнях. Это и надлежит делать певцу-каввалю.
Признак хорошего певца-кавваля или любого другого музыканта - это его способность погрузить своих слушателей в реальность изначального послания, которое заключено в песне. Хороший кавваль во время исполнения сам исчезает. Он просто становится средством передачи послания. Если певец перенимает особенности исполняемого стиха, тогда и слушатели с легкостью воспринимают послание.
Изначальный язык возглашений-каввали - персидский, язык Ирана. Каввали происходят из Ирана, Хорасана, Афганистана, Турции и т.п. Из этих областей мистики пришли в Индию, где они впитали местную культуру. Изначально каввали слушали только в Индии и Пакистане. Но сейчас они стали популярны и на Западе. Важно заметить, что послание, которое объединяет их - это основополагающее суфийское послание мира и любви. Существует еще и ритм. Никакой другой музыке не присуща ритмичность каввали. Вот в чем причина их популярности во всем мире. Это тот язык музыки, который является всеобщим. И этот язык понятен везде.
На свете существуют песни чисто любовные, их называют "ишк-и маджази" - песни о любви человека к человеку, в отличие от "ишк-и хакики" - песен о любви к Божественному. Все каввали относятся к "ишк-и хакики" и поются только об этом.
Сахаджа йоги часто исполняют каввали на музыкальных программмах. Это тот вид музыки, как и некоторые бхаджаны, которые заставляют наши сердца откликнутся и выразить единение вокала, инструментала и танца.
Одним из таких кавали есть "Маст Каландар", что в переводе означает высшее проявление духовности, в котором Вы теряете себя. В припеве упоминается имя Али, зятя Мохаммеда. Он был калифом на стадии раннего Ислама.